bgproperties="fixed" skrolling="no"

Конфидералы 56

Про зажигание

При ручном механизме опережения зажигания основание прерывателя с помощью троса управления и рычажка на руле поворачивается водителем в ту или другую сторону (см. рис. 107). При повороте основания в сторону вращения кулачка угол опережения зажигания уменьшается, при повороте в противоположную сторону — увеличивается. Водитель для возрастания скорости движения мотоцикла увеличивает опережение зажигания по мере повышения числа оборотов коленчатого вала двигателя.

Опережение зажигания следует увеличить только до тех пор, пока продолжает возрастать скорость мотоцикла и не возникают стуки в цилиндре. Дальнейшее увеличение опережения зажигания нецелесообразно, так как мощность двигателя не повышается, а температура возрастает, вследствие чего ускоряется износ его деталей.

Центробежный регулятор опережения зажигания обычно расположен в коробке прерывателя. На некоторых мотоциклах центробежный регулятор расположен со стороны привода магнето. Принцип работы всех центробежных регуляторов одинаков; они отличаются в основном только формой деталей.

Центробежный регулятор опережения зажигания (рис. 112), применяемый на мотоцикле М-62 «Урал», установлен в корпусе 12 прерывателя, который с помощью ушек и винтов прикреплен к крышке механизма газораспределения двигателя. В нем на основании 2, закрепленном стопорным винтом 7, установлены обычного типа наковальня 3 и молоточек 4 с короткими плечами. Внутри корпуса закреплен конденсатор 14. Регулировка зазора осуществляется с помощью эксцентрика 11.

Кулачок 10 прерывателя свободно надет на цилиндрический конец шейки распределительного вала. Кулачок имеет фланец, в котором сделаны пазы для соединения с пальцами грузиков регулятора.

Пластина 7 центробежного регулятора закреплена на лысках конца распределительного вала винтом 8. На осях пластины установлены два рычажка с грузиками 5. Пружины 9, прижимая грузики по направлению к центру вращения пластины, удерживают их от произвольного поворота на осях. Пальцы 6 на рычажках грузиков находятся в пазах фланца кулачка.

Во время вращения распределительного вала двигателя грузики, преодолевая сопротивление пружин, расходятся и пальцами поворачивают кулачок на 15° в сторону его вращения. В результате выступы кулачка раньше приходят в соприкосновение с текстолитовой подушкой молоточка прерывателя и установленное опережение (примерно до 10°) увеличивается еще на 30° по углу поворота коленчатого вала. При уменьшении числа оборотов распределительного вала пружины грузиков возвращают кулачок зажигания в исходное положение, соответствующее минимальному углу опережения.

Кулачок смазывается фильцем 13 (фетровой подушкой). Масса грузиков и упругость пружин подобраны так, чтобы обеспечить наибольшие приемистость, экономичность и мощность двигателя. При числе оборотов вала прерывателя 250—500 в минуту опережение составляет 0—1°, а при числе оборотов 2500—2800 в минуту — 13—16.

Двигатель каждого типа работает с наилучшими показателями только при специально приспособленном, предназначенном для него автоматическом регуляторе опережения зажигания.

Особенности батарейного зажигания двухцилиндровых двигателей У двухцилиндровых двух- и четырехтактных двигателей с вертикально расположенными цилиндрами, у четырехтактных двигателей с противолежащими цилиндрами и V-образных двигателей такты рабочего хода происходят через различное количество градусов поворота коленчатого вала. Для того чтобы искра проскакивала в свече в моменты, требуемые в соответствии с периодичностью чередования тактов рабочего хода в цилиндрах, применяются различные системы батарейного зажигания. У одноцилиндрового двухтактного двигателя такты рабочего хода происходят через 360° поворота коленчатого вала. Соответственно у двухцилиндрового двухтактного двигателя чередование тактов рабочего хода в цилиндрах обычно происходит через 180°.

У двухтактного двигателя кулачок прерывателя зажигания расположен на коленчатом валу. Для обеспечения необходимых двух размыканий контактов прерывателя за один оборот коленчатого вала на двухтактных двухцилиндровых двигателях применяют систему батарейного зажигания без распределителя с двумя катушками зажигания (рис. 113, а) отдельно для каждого цилиндра.

На рис. 113, б показан прерыватель генератора Г-36М2 двухцилиндрового двигателя мотоцикла ИЖ «Юпитер». Он имеет два молоточка с наковальнями и общий кулачок 6 с одним выступом, такие же как у прерывателя одноцилиндрового двигателя. Можно перемещать прерыватели на корпусе генератора совместно или нижний прерыватель относительно верхнего.

Для регулировки зазора между контактами прерывателя вращают соответствующий эксцентрик 10 отверткой при ослабленном винте 11. Положение одного молоточка относительно другого регулируют перемещением нижнего прерывателя при ослабленных винтах 8 и 13. Опережение зажигания устанавливают поворотом обоих прерывателей при ослабленных винтах 9 и 13 и закрепленном винте 8.

Синхронность работы молоточков прерывателя с работой кривошипно-шатунного механизма (отрыв от наковальни одного и другого молоточка при одинаковом положении поршней) достигается точным соблюдением одинаковых зазоров и установкой зажигания для каждого цилиндра в отдельности.

У одноцилиндрового четырехтактного двигателя такты рабочего хода происходят через два оборота (720°) коленчатого вала. Соответственно у двухцилиндрового четырехтактного двигателя с противолежащими цилиндрами или параллельно расположенными цилиндрами такты рабочего хода чередуются в цилиндрах через 360° угла поворота коленчатого вала. Кулачок прерывателя вращается с числом оборотов, равным числу оборотов распределительного вала. Для того чтобы на каждый оборот коленчатого вала получить по одному размыканию контактов прерывателя, у кулачка зажигания делают два выступа.

Система зажигания с кулачком прерывателя, имеющим два выступа и расположенным на конце распределительного вала, используется, в частности, на мотоциклах М-61, К-750, М-72 и др.

Кулачок прерывателя может быть расположен на конце коленчатого вала или вращается с числом оборотов, равным числу оборотов коленчатого вала. Вследствие наличия только одного выступа на кулачке прерывателя и одного молоточка прерывателя цилиндры работают при одинаковом зазоре, что лучше обеспечивает равные углы опережения зажигания в обоих цилиндрах.

В двухцилиндровых двигателях, например в двигателе мотоцикла М-62 «Урал», применяется другая надежная в работе и простая система двухискрового батарейного зажигания без распределителя. Кулачок прерывателя вращается с числом оборотов, равным числу оборотов распределительного вала (но может вращаться с тем же числом оборотов, что и коленчатый вал).

В системе двухискрового зажигания без распределителя использована специальная двухискровая катушка зажигания (рис. 114, б), у которой оба конца вторичной обмотки выведены наружу на крышки. На крышках имеются гнезда для проводов высокого напряжения, идущих к свечам 1 зажигания цилиндров. У двухискровой катушки зажигания в общем корпусе объединены две катушки зажигания.

Вместо специальной двухискровой катушки зажигания можно установить две соединенные параллельно катушки зажигания (рис. 114, о). Однако в этом случае иногда сильно нагревается молоточек прерывателя вследствие того, что увеличивается проходящий через него ток.

При размыкании контактов (наковальни 9 и молоточка 10) прерывателя кулачком 8 двухискровая катушка зажигания одновременно вызывает искрообразование в свечах зажигания обоих цилиндров. В цилиндре, поршень которого в этот момент будет занимать положение, соответствующее концу такта сжатия, искра вызывает воспламенение рабочей смеси. Во втором цилиндре этот момент соответствует концу выпуска и началу впуска, и свечу окружают остаточные газы с небольшой примесью горючей смеси. Вследствие этого искра проскочит в свече, не вызвав вспышки.

Опережение зажигания

Для наиболее эффективного сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя давление газов должно быть максимальным после прохождения поршнем в. м. т., когда коленчатый вал повернется на 10—15°. Рабочая смесь сгорает очень быстро, но все же для ее сгорания требуется известный промежуток времени. Чтобы рабочая смесь успела сгореть и создать к нужному моменту максимальное давление, искра в свече должна проскочить несколько раньше, чем поршень достигнет в. м. т., т. е. с соответствующим опережением зажигания.

Опережение зажигания принято отсчитывать по углу поворота коленчатого вала от положения, соответствующего моменту зажигания, до положения поршня в в. м. т. конца такта сжатия. Чем больше число оборотов коленчатого вала двигателя, тем с большим опережением должно происходить зажигание. Если при медленном вращении коленчатого вала опережение зажигания большое, то давление газов успевает достигнуть максимального значения еще до прихода поршня в в. м. т., и поршень подвергнется встречному толчку. Если опережение зажигания недостаточно, а тем более если искра появляется после прихода поршня в в. м. т., то рабочая смесь сгорает неэффективно и двигатель быстро перегревается.

Четырехтактные двигатели мотоциклов оборудованы ручным или автоматическим устройством для изменения угла опережения зажигания, а двухтактные двигатели обычно достаточно хорошо работают с постоянным углом опережения, поэтому только некоторые двигатели имеют центробежный регулятор опережения зажигания. При ручном устройстве водитель устанавливает опережение зажигания в соответствии с числом оборотов коленчатого вала двигателя и с величиной открытия дроссельного золотника карбюратора, т. е. с нагрузкой двигателя. Автоматическое опережение зажигания осуществляется с помощью центробежного регулятора, изменяющего опережение в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя.

Для более точного подбора наивыгоднейшего угла опережения зажигания может быть применен вакуумный регулятор автомобильного типа, устанавливающий опережение в зависимости от нагрузки двигателя и дополняющий работу центробежного регулятора. В случае установки вакуумного регулятора при увеличений нагрузки угол опережения зажигания уменьшается, а при уменьшении нагрузки увеличивается. При увеличении количества остаточных газов в рабочей смеси она сгорает медленнее. Количество остаточных газов в рабочей смеси остается по мере открытия дроссельного золотника примерно одинаковым, но содержание остаточных газов изменяется. Во время открытия дроссельного золотника, т. е. с увеличением нагрузки, когда свежей смеси больше, содержание остаточных газов в рабочей смеси меньше. При уменьшении нагрузки дроссельный золотник частично прикрыт, свежей смеси поступает меньше, поэтому содержание остаточных газов в рабочей смеси увеличивается.

Совместную работу центробежного и вакуумного регуляторов поясняем следующим примером. Во время движения мотоцикла по горизонтальному участку дороги с определенной скоростью (например, 60 км/ч) опережение зажигания устанавливается центробежным регулятором в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя. При движении на подъем или под уклон такой же скоростью дроссельный золотник соответственно будет открыт больше или частично прикрыт, что вызовет соответственно уменьшение и увеличение разряжения во впускном трубопроводе. Следовательно, при движении на подъем вакуумный регулятор уменьшит угол опережения зажигания, а при движении под уклон — увеличит. Таким образом, вакуумный регулятор изменяет опережение зажигания под влиянием изменения разрежения в карбюраторе и впускном трубопроводе.

Сайт управляется системой uCoz